По благословению митрополита Омского и Таврического Владимира в рамках открытого лектория «Уроки духовного наследия» состоялась лекция студента 4 курса богословско-пастырского факультета Андрея Денисова, который предложил слушателям доклад на тему: «Роль старчества в церковной традиции и общественной жизни России».

Лектор поделился с аудиторией своим опытом общения со старцами Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и Оптиной пустыни, который и подтолкнул его к изучению данной темы. В своём выступлении Андрей Денисов раскрыл христианское понимание феномена старчества, которое в корне отличается от понятия «старец» в Священном Писании Ветхого Завета. Древние евреи старцев понимали как хранителей древних традиций, правил и обрядовых норм, поэтому выступали против нарушений Иисусом Христом «преданий старцев». Православные же мыслители рассматривают старцев как проводников воли Божией, которых Бог наградил многими благодатными дарами: прозорливости, пророчества, рассуждения, различения духов, утешения, смиренномудрия и любви.

Докладчик предложил слушателям рассматривать старчество как особый, никем не регламентируемый церковный институт, который, как свидетельствует церковная история, как правило, поддерживал и дополнял официальные институты Церкви. В церковной традиции старчество, по его мнению, всегда выступало, с одной стороны, как духовно-мистический феномен, противостоящий косности и омертвелости церковной жизни, а с другой стороны, как консервативный институт, препятствующий распространению ересей, ложных ценностей, лжеучителей как внутри церкви, так и в общественно-государственной жизни. Эти две функции старчества в церкви наиболее ярко проявлялись в смутные исторические времена, когда православие проходило проверку на прочность. Такой исторической эпохой и был период синодальной системы, когда Церковь и Государство утеряли прежнюю Симфонию, что, возможно, стало одной из причин падения монархии и гибели Российской империи.

После окончания доклада, который продолжался полтора часа, лектор ответил на все вопросы слушателей.