Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Как каждому человеку при рождении Господь дает ангела-хранителя, который незримо сопровождает человека всю жизнь, так и у целых православных народов есть такие Небесные покровители. Они даются народу в момент его рождения и затем сопровождают его на протяжении всей его истории, сохраняя и оберегая своими святыми молитвами и заступничеством. Ибо как и отдельный человек не родится в полной мере, если не произойдет его рождение свыше, рождение от Духа (Ин.3:3-8), так и целый народ, не родившись во Христе, не имея своих Небесных покровителей и первых учителей, способствовавших духовному рождению, продолжает находиться во тьме.

По непостижимому Промыслу Божию русскому народа было дано несколько великих покровителей, которые просияли на самой ранней заре его появления в истории. Это святой апостол Андрей Первозванный, который, по преданию, дошел до русских земель и стал первым проповедником веры Христовой среди населявших эти земли племен. Это святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, освободившие древних русичей от языческих заблуждений и введшие их – через Таинство Крещения – в единую семью Православных народов. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, заложившие основы русского монашества, привившие юному русскому Православию вековые традиции Христианского аскетизма и равноангельной жизни. Это преподобный Нестор Летописец, благодаря которому первые шаги русского народа на его историческом поприще были изучены, осмыслены и освещены посредством исторического метода.

Но, пожалуй, самую важную роль в духовном рождении как русского, так и других славянских народов сыграли его великие просветители – святые равноапостольные Мефодий и Кирилл.

«Принадлежащими к высшему разряду наших славянских великих людей» называл их выдающийся историк Евгений Голубинский, составивший полтора века назад первое научное исследование жизни святых братьев.

Такая высокая оценка их заслуг нас не удивляет. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл создали алфавит, которым мы пользуемся более тысячи лет. В ходе истории его «светский» вариант претерпел небольшие изменения и из него были удалены некоторые буквы, но Русская Православная Церковь сохраняет славянскую азбуку в неприкосновенности. Ведь кириллица – не просто набор знаков; это своего рода духовная матрица русского народа, каждая буква которой звучит таинственной музыкой духа: аз… глаголь… добро… есть… живете… земля… люди… покой… рцы… слово… твердо… Не случайно известный русский поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение «Мелодия Кирилла и Мефодия». В нем есть такие строки: «В латынь – латунь органная откликнулась / А хоровые клиросы – в кириллицу!». Поэт очень точно уловил связь кириллицы с Православным Богослужением, с клиросным пением.

Но не только в создании и внедрении новой письменности состояла великая роль святых братьев как духовных родителей славянских народов. В 861 году в качестве официальных представителей Константинополя они совершили далекое и опасное путешествие в Хазарский каганат, где выступили на диспуте, благодаря чему значительная часть хазарской знати под влиянием их проповеди крестилась во Христа; тем самым святые равноапостольные братья положили начало Христианизации Поволжья, Приазовья и Причерноморья. И хотя позже большая часть хазарской верхушки приняла иудаизм, семена, посеянные святыми Мефодием и Кириллом, не пропали. Через полвека после «хазарской миссии» число христиан в Хазарии было уже настолько значительным, что в 919 году Константинопольский патриарх Николай Мистик поручал епископу Херсонеса

лично отправиться в Хазарию и рукоположить там епископа, как об этом просило прибывшее в Царьград хазарское посольство. Не следует забывать и о том, что на территории Хазарии жило множество славянских племен, которые также не могли не быть затронуты Христианской проповедью.

Стоит упомянуть еще одно деяние святых братьев, которое также имело для Христианства на русских землях глубокий символический смысл. В январе 861 года, по пути в Хазарию, во время пребывания в Херсонесе Таврическом (который находился на месте нынешнего Севастополя), братья обрели мощи священномученика Климента Римского. Один из семидесяти апостолов и четвертый епископ Римский, святой Климент, был за исповедание Имени Христова осужден на каторжные работы в каменоломнях Тавриды, как тогда назывался Крым, стал первым Христианским проповедником в Северном Причерноморье. Кажется глубоко знаменательным, что первые Христианские просветители русских земель обрели в Крыму мощи первого Христианского мученика, принявшего смерть за Христа в южных пределах будущей Киевской Руси.

Однако, разумеется, самым важным шагом, который предприняли святые братья, было создание ими славянской письменности и начало перевода на нее Священного Писания и Богослужебных книг. Христианский народ невозможен без письменного слова, без уважения к книжной культуре. Ошибаются те, кто считает, что Христианство возникло как отрицание книжности, как отрицание образованности. Когда мы говорим, что первые ученики Христовы, святые апостолы, были людьми простыми, это не означает, что они были людьми безграмотными или малообразованными. Достаточно почитать послания святых апостолов – Петра, Иакова, брата Господня по плоти, Иуды, Иоанна Богослова – чтобы увидеть, насколько начитанными были эти люди, насколько хорошо они знали Писание. Да, они не были «книжными» в том смысле, в каком были книжники и фарисеи, чья образованность, подточенная изнутри гордостью и тщеславием, выродилась в догматическое жонглирование цитатами, в умение уловить собеседника на хитро построенных софизмах. Образованность первых христиан была иного рода. Эта была живая духовная культура, не выпячивающая себя, не надмевающаяся, но смиренная, осознающая свою малость перед величием Божиим, осознающая свою нищету перед богатством Премудрости Господней. В этом смысле и следует понимать первую фразу из Нагорной проповеди: блаженны нищие духом… (Мф.5:3). Вовсе не невежественным людям, не тем, кто считает свою необразованность выше образованности обещано здесь блаженство – но тем, кто смирил свой дух, кто даже при множестве знаний осознает свою ограниченность. Такими были апостолы, такими были и равноапостольные Мефодий и Кирилл.

Дорогие участники чтений! Так совпало, что в этом году наши традиционные Кирилло-Мефодиевские чтения проходят накануне праздника Пятидесятницы. В этот день Церковь, как известно, вспоминает одно из главнейших событий своей истории – Сошествие на апостолов Святого Духа, после чего они неожиданно обрели дар говорить о великих делах Божиих на разных языках (Деян.2:11). Благодаря этому множество людей из самых разных стран, находившихся в тот момент в Иерусалиме, услышав проповедь Евангелия на своих языках, в тот же день приняло Крещение (Деян.2:41). Этим Господь еще раз указал апостолам на необходимость проповеди среди других народов – проповеди, которая должна вестись на языках этих народов. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл всей жизнью, всем своим подвижническим служением выполнили этот наказ, вложив Благодать, которою их одарил Господь, в свои речи, в свои миссионерские труды. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Господь даровал Духа Своего апостолам и через них – всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека…». Воистину, благодаря трудам святых равноапостольных братьев, через созданную ими славянскую письменность, Дух Святой продолжает осенять Собою нашу историю, всю нашу культуру. Будем же достойными хранителями и преумножателями этого великого богатства,

завещанного нам святыми Мефодием и Кириллом; постараемся передать нашу письменность, наш язык в духовной чистоте следующим поколениям россиян. Желаю всем участникам чтений интересной и плодотворной работы!