По благословению Ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира 7 декабря 2018 года студенты и преподаватели приняли участие в секции Международных Рождественских чтений «Идеалы монашества глазами современной молодежи», которая состоялась в Успенском соборе Ачаирского женского монастыря Честного Креста Господня. Кураторы секции – игумен Зосима (Балин) и директор мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» Ольга Анатольевна Безродная пригласили у к участию семинаристов.

Утром 7 декабря, 30 студентов очного отделения богословско-пастырского факультета и факультета церковных искусств, проректоры В.Л. Данилов и Н.В. Воробьева, преподаватели А.А. Денисов и Н.А. Примак, а также православные добровольцы на комфортабельном экскурсионном автобусе отправились в монастырь. По дороге заместитель руководителя паломнической службы Омской епархии «Ачаир» монахиня София (Галькина) и Александр Матвеевич Лосунов рассказали об истории Омской епархии и Ачаирского монастыря.

После молебна участники конференции прошли в Сибирскую Голгофу — уникальный храм, расположенный в крипте Успенского собора, посвященный священной памяти Крестных Страстей Господних и сонма новомучеников и исповедников Российских.

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря игумен Зосима (Балин) выступил с сообщением «Монашество как традиция», в котором поделился воспоминаниями и впечатлениями, способствовавшими принятию им монашеского пострига.

Настоятель Воскресенского военного собора г. Омска игумен Серафим (Николин) в докладе «Христианские добродетели в монашеских обетах» обратил внимание на добродетели нестяжания, послушания и целомудрия в жизни монашествующих и не монашествующих православных христиан.

Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в с. Азово иеромонах Амфилохий (Пономаренко) рассказал о «Сущности монашества по учению святых Отцов Церкви», привел цитаты святых подвижников и затронул вопросы о мировосприятии современного монашества.

Александр Матвеевич Лосунов, историк-краевед, методист центра духовно-нравственного образования «Исток» выступил с сообщением «Насельницы и

монахини женских монастырей Омской епархии век назад по воспоминаниям и архивным документам», где на обширном историческом материале воспроизвел картину монашеской жизни Омской епархии в начале XX столетия до революционных событий.

Фартушняк Александр Владимирович, студент Омской духовной семинарии проанализировал «Древнерусские иноческие уставы и «Духовное завещание» патриарха Никона», привел данные сравнительного анализа текстов, выявил дихотомии «благочиние – небрежение» и «усердный-нерадивый» в текстах уставов.

Особый интерес и отклик аудитории вызвало выступление Нуратзинова Артемия Кенесовича, студента Омской духовной семинарии «Идеалы монашества: взгляд молодежи», в котором семинарист рассказал о своей жизни в Свято-Никольском мужском монастыре с четырехлетнего возраста, 1996 года по нынешнее время. Не являясь монахом, он принимает участие в Богослужебной жизни монастыря, послушаниях, перед его глазами прошло не мало человеческих судеб. Он отметил: «Люди в миру сквозь «розовые очки» смотрят на монашество: «уйду из мира в монастырь – и все будет нормально». Процитирую св. Иоанна Лествичника «Поучение от отречении от мира из-за страха»: «Отрекшийся от мира из-за страха подобен фимиаму, который сначала благоухает, потом заканчивается дымом». Что это значит? Человеку в миру мирская жизнь надоедает и он уходит в монастырь не из-за того, что он всем сердцем захотел посвятить себя Богу, дать обеты, а то, что жизнь его не удалась: с женой проблемы или дети надоели и он решил уйти от этих проблем. И думает, что в монастыре будет рай на земле. И он приходит, и у него окрыление: он и на службы ходит, и все ревностно исполняет, а потом, когда он сталкивается с суровой реальностью, с искушением, с настоящей реальностью, искушение с братией, недопонимание с настоятелем. И он начинает разочаровываться. Пелена с глаз спадает, и он начинает роптать, «зря я из мира ушел». Как фимиам – который сначала благоухает как в кадиле, мы все знаем, а потом все это как в дым превращается. Весь запах благоухающий уходит и все пономари знают, приходится соскребать потом засохший ладан, убирать и выбрасывать.

Что для меня монашество? В первую очередь это Божественное призвание. Монахом нельзя себя запрограммировать, запланировать как-то, монахом можно стать лишь по Божией воле. Некоторые считают: уйду из мира, постригусь в монашество, заполучу клобук, мантию и будет мне хорошо, буду двигаться по карьерной лестнице. Но это не так. Монашество, я считаю, это именно божественное призвание, это большая ответственность. Монахом можно стать только по Божиему благословению, по Божией воле».

Преподаватель Омской духовной семинарии Денисов Андрей Анатольевич рассказал про «Образ православного старчества в кинематографе» на примере кинофильмов «Братья Карамазовы», «Отец Сергий», «Остров» в сравнении с опытом общения с настоящими православными старцами.

Митраков Константин Витальевич, магистрант ОмГУ, сотрудник мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» сопоставил «Монашеский опыт и новые религиозные движения в современной России» на примере «коммерческих культов» протестантской и диетологической направленности.

Шамайко Светлана Александровна, педагог-организатор воскресной школы Свято-Никольского мужского монастыря с. Большекулачье поделилась «Опытом работы с детьми на монастырском приходе» в лагере «Радуга» в 2018 году. Светлана Александровна призвала молодежь — семинаристов и православных добровольцев присоединиться к просветительскому проекту монастыря на летних каникулах, помощь в организации детского досуга стала бы замечательным подспорьем, добрым делом и педагогическим опытом для студентов.

Радушная встреча завершилась трапезой и экскурсией по монастырю.

По отзывам и впечатлениям студентов, конференция прошла «нескучно», искренне и воодушевляюще.