28 февраля в Омской Духовной семинарии на «Уроках духовного наследия» выступил студент 3 курса Александр Родкин, с лекцией «Мытарство и фарисейство в современной Церкви».

Первоначально надо задаться вопросом, кто такие фарисеи и откуда они взялись? По словам лектора, нынешние фарисеи совсем не похожи на фарисеев древних времен. Раньше представители данного течения хотя бы пытались казаться благочестивыми. Фарисейство –это одна из трех древнееврейских сект, возникшая еще во II в. до Рождества Христова. Их учение основывается на вере в предопределение судьбы, в бессмертие души, в воскрешение из мертвых за свою добродетель. Они следовали четком и детальному исполнению закона, прописанного в Торе. Данная зацикленность привела к потере внутреннего смысла, духовные аспекты вероучения совершенно не учитывались. Фарисеи не признавали никого выше себя. Следует упомянуть Притчу о мытре и фарисее, которую Спаситель адресует людям, которые хвалятся своей праведностью и считают остальных ниже себя:

«Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:
– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов.
Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов.
Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода».
А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен.»
(Лк. 18:9-14)

В современной Церкви фарисейство начинается со злости, с осуждения: кто-то не так молится, не так постится и т.п. Фарисей – это человек, заботящийся о мелочах, о буквальном выполнении каких-то правил, забывающий о самом главном – духовности. Находясь в Церкви, он хочет быть не просто хорошим, а святым, сравнивая себя с окружающими. Именно поэтому, каждый из нас в какие-либо моменты может быть фарисеем, на что указывает Александр Родкин.