21 марта 2019г. в углубленной лекцией о посте выступил диакон Никита Примак.

Основной богослужебной книгой в Великом посте является постная триодь. Удивительным является то, с каких слов начинается книга: «Не помолимся». Почему? Первая неделя посвящена мытарству и фарисейству (подробно об этом рассказывал на прошедшей лекции Александр Родин). Смирение — является главной и основной темой постной триодь. Человек постится в той мере, в которой может. Это все говорит о том, что цель достигается не для каких-либо наград, а для борьбы со своими страстями. Когда человек поддерживает устав поста, соблюдается все ограничения и молитвы в книге, то у него появляется чувство немощи, от чего и происходит смирение.

«Не помолимся» — слова для смирения, приближения к мытарскому состоянию. Алексей Михайлович Романов в годы своего правления соблюдал Великий пост: посещал каждый день службы, а между богослужениями решал государственные дела в храме.

Откуда появились пост? Первым упоминанием считается первая Заповедь Господа Бога Адаму и Еве: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16–17). Почему Великий пост длится 40 дней? Число «40» имеет символическое значение, идущее от 40-летнего странствия по пустыне Моисея с евреями. Понятие «Пост» известно с самых первых веков Церкви, но формирование продолжалось в течение определенного времени постепенно. Продолжительность жизни в древние времена была невелика, постоянные войны и смертельно опасные болезни. Древнему человеку нужно было быть всегда в тонусе с целью защиты своего племени и выполнения хозяйственных нужд. В то время постом считалось полное воздержание от пищи, что приводило к истощению, потере сил и невозможности работать. По сравнению с современностью, людям в тогда было особо нечем питаться, чтобы соблюдать устав.

Длительный пост был невозможен. Первоначально зачатком Великого поста считается появление страстной пятницы, а уже после и 7-дневный пост перед пасхой. Некоторые не могли голодать неделю и постились 2-3 дня. Пост в 40 дней держали оглашенные, для которых это считалось подготовкой к великому событию в жизни — крещению. В этот период они узнавали, как зависели от жизни, видели недостатки и смирялись, в целом понимали, нужно ли им креститься.