31 мая 2019 г. в Российской Федерации подведены итоги конкурса Президентских грантов. Проект Омской духовной семинарии «Реставрационная мастерская-музей «От исторического артефакта к молельному образу»» получил поддержку Фонда президентских грантов.

По благословению Ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира была подготовлена заявка. Проект направлен на сохранение и развитие русской иконописной традиции, на сохранение памятников русской иконописной школы, возвращение их в обиход, а также в целом на поддержку и продвижение идей православной культуры и искусства в современном мире. Предусматривает создание реставрационной мастерской, принимающей от верующих Омской епархии старые иконы для придания им подобающего молитвенного образа. Реставрационные работы и работы по поновлению икон будут сопровождаться документально и наглядно (в видео- и фотоснимках, паспортах памятников искусства и др.). На их основе будут озвучиваться и презентоваться промежуточные итоги работы мастерской на чтениях и конференциях (в виде презентаций и видеороликов). Накопленные материалы будут оформлены на сайте Омской семинарии как виртуальный музей старинных икон Омской епархии, доступный для общего пользования специалистам, преподавателям, учащимся, верующим, интересующимся иконописью и православной культурой, краеведением. Отданные в дар отреставрированные иконы составят реальный музей при мастерской Омской семинарии, на базе которой будут проводиться мастер-классы для специалистов и учащихся, а также экскурсии групп школьников. В дальнейшем мастерская-музей может стать центром для объединения специалистов, интересующихся тематикой иконописи и реставрации, а также центром поддержки и продвижения православной культуры в среде подрастающего поколения.

Советский период русской истории и культуры значительно повлиял на общественное восприятие иконы и других священных предметов православного вероисповедания. Антирелигиозная пропаганда часто сопровождалась уничтожением целых храмовых комплексов, отдельных храмов со всей утварью, их разграблением, как в крупных городских центрах, так и на периферии. В результате было потеряно и повреждено множество памятников православной культуры России. Часть из них все же сохранилась и дошла до нас благодаря стараниям искусствоведов, сохранивших иконы как памятники русской культуры в местных и центральных музеях. Но при этом они рассматривались именно как исторические артефакты, а их ценность не превышала ценности и значимости обычных музейных экспонатов. Между тем любая икона, вне зависимости от именитости мастера, имеет не только материальное, но и духовное значение как молельный образ. Такое ее понимание воспитывалось в православной среде русского народа прошлых столетий, было утеряно в советский период и возрождается в наше время. Во многом благодаря подобному отношению к иконе, сохранявшемуся в

некоторых семьях на периферии страны, в небольших городках и селах, до нас и поныне доходят памятники иконописи досоветского периода. А в связи с возрождением православной традиции в России и повышением значимости рукописной иконы увеличивается число обращений верующих, в чьих семьях как наследие сохранились старые иконописные образы, с просьбой по возможности вернуть им подобающий вид молельного образа. При этом работа реставраторов-иконописцев направлена не столько на консервацию иконописных памятников, сколько на воссоздание образа согласно классическим традициям русской иконописи. Но важными остаются обе составляющие: дошедший до нас исторический артефакт, наглядно представляющий наследие русской иконописи, и целостный молельный образ, подобающий для молитвенного обращения верующих.

Стоимость проекта — 1 986 654 рублей. Руководитель – проректор по научной работе Омской духовной семинарии, доктор исторических наук Н.В. Воробьева, исполнители – куратор проекта, сотрудник библиотеки Е.Н. Коломникова, бухгалтер проекта – заместитель Ректора по финансово-экономической работе Л.А. Добровольская, заведующий иконописным отделением факультета церковных искусств О.Н. Лобзова, преподаватель иконописного отделения С.Н. Патрахин.