Весной 2019 года проект реставрационной мастерской «От исторического артефакта к молельному образу» Омской духовной семинарии стал одним из победителей конкурса от Фонда президентских грантов и уже в августе 2019 года получил его поддержку. Началась работа по оборудованию мастерской: закупка приборов, профессиональных инструментов и материалов. В ноябре прошло торжественное открытие реставрационной мастерской, но действительная работа по реставрации началась несколько ранее. Процесс восстановления любой иконы требует времени и внимания со стороны мастера. Так как у каждой проводимой операции есть требования по выдержке, необходимо наблюдение за ходом процесса и поведением материала. За прошедший период, с октября 2019 года по март 2020 года, был проделан большой объем работы над иконами, поступившими в мастерскую Омской духовной семинарии. И хотя процесс реставрации над многими артефактами еще не завершен,  уже можно представить некоторые промежуточные результаты, которые наглядно продемонстрируют направление работы мастерской, навыки и достижения реставраторов, как преподавателей-профессионалов, так и начинающих —  студентов.  

Одной из первых икон, которая прошла полный цикл восстановительных работ, является жестяная икона «Святой благоверный великий князь Александр Невский» (кон. XIX – нач. XX вв.). При поступлении икона имела множественные царапины в средней части: повреждения красочного слоя личного и доличного письма (лик, рука и одежды святого), отсутствовала надпись. В ходе реставрации, проводимой в традиционной технике темперной живописи, путем подбора цвета и оттенка оригинальной краски происходило восстановление сначала части доличного письма (латы и мантия святого), затем личного (лик и рука). Затем по канону, с опорой на аналогичный образец такой же иконы, была сделана надпись на соответствующем месте поля иконы. В конце результаты работы были закреплены покрытием лаком.  

«Смоленская икона Богородицы» (кон. XIX в.) поступила в мастерскую ОмДС, будучи расколотой на две части. Кроме того, у нее имелось значительное повреждение от горения в верхней части тела иконы, наблюдались небольшие повреждения красочного слоя и левкаса по всей поверхности. Реставрационные работы начались с склейки досок иконы с помощью струбцин. Далее шло послойное восстановление левкаса в прогоревшей части и в местах утрат. После того, как поверхность была выровнена, реставраторы приступили к тонировкам: были подобраны краски, наиболее приближенные к оригиналу, заполнены соответствующие места утрат. Работа над иконой продолжается. 

Икона святого Николая Чудотворца (сер. XIX в., Городец) была покрыта толстым слоем загрязненной олифы,  на поверхности наблюдались следы ожогов, гвозди и следы от гвоздей, многочисленные осыпания левкаса, утраты живописи, изображение святого практически не читалось. На первом этапе была проведена профилактическая заклейка с использованием 2 % рыбьего клея, а также многочисленные пропитки остатков левкаса и живописного слоя горячим клеевым составом, чтобы укрепить их. После укрепления красочного слоя реставраторы приступили к восстановлению левкаса в местах утрат. Далее начался кропотливый процесс удаления загрязнений с поверхности иконы, который вскрыл, что верхний слой авторский живописи значительно утрачен. Поэтому на следующем этапе мастера приступили к тонировке левкаса в местах бывших утрат и одновременной подборке краски для последующей прорисовки верхних слоев (восстановлению плавей, складок одежд и т.д.). Для придания иконе молельного образа были вновь прописаны одежды святителя, в качестве образца при  этом использовалась похожая по образу и письму икона нач. XIX в. старообрядческой мастерской. Работа над данной иконой близка к завершению. 

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» (кон. XIX в.) также поступила в мастерскую ОмДС, будучи в удовлетворительном состоянии. Она была расколота на три части, имела множественные повреждения от насекомых точильщиков, повреждения левкаса и красочного слоя, более значительные в нижней части тела иконы. Первое, что необходимо было сделать, склеить икону в единое целое и провести дезинсекцию. Последний процесс занял длительный промежуток времени. После воссоединения тела иконы началось укрепление имеющегося левкаса и красочного слоя, восстановление левкаса в нижней части. Далее реставраторы приступили к тонировкам на полях иконы и восстановление золотого фона нимбов и позолоты в орнаментальной части. Но еще предстоит кропотливая работа по тонировке и восстановлению красочного слоя в местах бывших утрат и повреждений доличного и личного письма.  

Храмовая икона «Святая мученица Анастасия и святой блаженный Василий Московский Чудотворец» (нач. XIX в.), написанная в стиле барокко, поступила в реставрационную мастерскую ОмДС в относительно хорошем состоянии. Она имела небольшие повреждения красочного слоя в виде шелушений и осыпи, а также неравномерный слой потемневшей олифы.Несмотря на это, она прошла через обычную процедуру укрепления слоев живописи (профилактическая проклейка) и удаления загрязнений. Далее в места утрат был подведен реставрационный грунт. Эти места вместе с утратами и потертостями авторского красочного слоя были тонированы акварельными красками  цвета и оттенка, соответствующего оригиналу. Результаты восстановительных работ закреплены тонким слоем реставрационного лака.  

Икона «Святой Кирик и святая Иулита» (перв. пол. XIX в.) при поступлении в мастерскую имела значительные повреждения красочного слоя по всей поверхности, повреждения левкаса в верхней части иконы. Восстановительные работы как обычно начались с процесса укрепления красочного слоя методом профилактической проклейки, и подведением реставрационного грунта (левкаса). После того, как поверхность была выровнена, реставраторы приступили к тонировке мест утрат темперной краской, соответствующего оригиналу цвета и оттенка. Далее последовала кропотливая тонкая работа по восстановлению красочного слоя доличного и личного письма. Согласно канону по аналогичным образцам XIX в. с опорой на сохранившийся от графьи рисунок были прописаны фигуры и лики святых, а также образ Христа на облаках. В завершении была выполнена надпись на иконе. Результат восстановительных работ закреплен реставрационным лаком.  

Икона «Минея. Ноябрь» (втор. пол. XIX в.) поступила со значительными повреждениями красочного слоя и левкаса, его осыпанием по краям и отсутствием на правой части поля иконы. Красочный слой на миниатюрных ликах был практически утерян. В ходе реставрационных работ сначала был укреплен оставшийся красочный слой и левкас, затем подведен реставрационный грунт в местах значительных и мелких утрат. После выравнивания поверхности и подготовки ее к дальнейшей работе на полях иконы была сделана графья с разметкой будущего орнамента, рисунок которого восстановлен по остаткам сохранившейся авторской графьи. Далее началась тонировка восстановленного грунта на полях иконы, и одновременное восстановление ее золотого фона и орнамента на полях сусальным золотом. На следующем этапе реставраторы приступили к тонировкам мелких утрат на одеждах и ликах многочисленных святых. В результате этой кропотливой работы был восстановлен красочный слой в части доличного и личного письма. В завершении были сделаны надписи имен святых и общая надпись на иконе.  Работа над реставрацией иконы завершена, она покрыта защитным слоем лака. 

Икона святого Николая Чудотворца (втор. пол. XIX в.) поступила на реставрацию в мастерскую ОмДС с повреждениями красочного слоя и левкаса, наличием копоти. Восстановительные работы традиционно начались с укрепления левкаса и красочного слоя методом профилактической проклейки. Кроме того, дополнительно проводилась пропитка медно-масляной эмульсией с последующим разглаживанием с помощью реставрационного утюжка. После того, как красочный слой достаточно укрепился, приступили к удалению копоти и загрязнений, в результате чего более четко и ярко стал виден авторский слой живописи. Следующим шагом стало восстановление левкаса путем подведения реставрационного грунта в местах утрат.  После этого была проведена их тонировка темперной краской, соответствующего цвета и оттенка согласно оригиналу. Работа по реставрации этой иконы продолжается. 

Икона, представляющая собор святителей «Св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст» (втор. пол. XIX в.), так же как и некоторые другие, попавшие в реставрационную мастерскую ОмДС, была расколота. Она состояла из двух частей, кроме того, имела небольшие выбоины, глубокие повреждения левкаса и утраты красочного слоя. В ходе реставрации данная икона, прежде всего, прошла процедуру склейки на струбцинах, была соединена в единое целое. Далее традиционным способом проводилось укрепление красочного слоя и левкаса, после чего реставраторы приступили к восстановлению левкаса в местах утрат. В будущем еще предстоит работа по тонировке и реставрации красочного слоя в местах бывших повреждений.  

На иконе Божьей Матери «Неопалимая купина» во время визуальной оценки при поступлении в мастерскую отмечены значительные повреждения красочного слоя и золочения, местами вплоть до левкаса, на котором виднелась одна графья. В нижней части иконы имелись также повреждения грунта. Кроме прочего, отмечалось наличие копоти и загрязнений. Реставраторы приступили к работе, начиная с укрепления имеющегося красочного слоя и левкаса с помощью профилактической проклейки, после которого последовал традиционный этап удаления копоти и загрязнений. Далее в местах утрат левкаса, особенно заметных в нижней части иконы, был подведен реставрационный грунт. После выравнивания поверхности приступили к его тонировкам в местах бывших повреждений. На следующем этапе мастера проводили восстановление золотого фона иконы сусальным золотом, после чего началась длительная работа по восстановлению красочного слоя в местах утрат Процесс этот кропотливый, требует внимания и аккуратности реставратора по подбору краски нужного цвета и оттенка, поэтому займет еще достаточно большой промежуток времени.  

Таковы промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии в рамках проекта «От исторического артефакта к молельному образу», поддержанного Фоном президентских грантов. Работа в этом направлении будет продолжаться, по ее итогам в начале 2021 года будет выпущен каталог, который представит конечные результаты работы реставраторов.  

Е.Н. Коломникова, С.Н. Патрахин