Иконография:

Икона была датирована концом XIX века, выполнена мастерами центральной части России в технике масляной живописи по классическим образцам, но с чертами, присущими «живоподобию» в иконописи.

Представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста, правая ее рука на уровне груди, а левой она поддерживает Богомладенца, Который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Таким жестом правой руки Богородица указывает на младенца Иисуса, как на путь спасения, поэтому тип этой иконографии называется Одигитрией (Путеводительницей). Одежды Богородицы на иконе представлены традиционно: в красных оттенках мафорий (верхняя одежда), указывающий, с одной стороны, на жертвенность, с другой — на величие и принадлежность к царскому роду. Виднеющиеся нижние одежды (туника), обычно синего цвета как символ Небесного Царства. В целом они представляют Царицу Небесную. Богомладенец чаще всего изображается на этой иконе в одеждах белого и охристого цветов, что соответствует символике Света, Божественности и Царства. Согласно истории церковного искусства, Смоленская икона Богородицы является списком с известной византийской иконы «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Этой новой иконой император Византии Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) некогда благословил свою дочь Анну, выдавая ее замуж за русского князя Всеволода. Таким образом список с иконы попал на Русь. А после смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны она перешла к их сыну Владимиру Мономаху. Он в 1095 году перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Исходное состояние артефакта:

Икона поступила в мастерскую ОмДС, будучи расколотой на две части. У нее имелось значительное повреждение от горения в верхней части тела иконы. Кроме того, по всей поверхности наблюдались небольшие повреждения красочного слоя и левкаса.

Проведенные работы:

Сначала для восстановления единого тела иконы была произведена склейка имеющихся досок с использованием струбцин. Далее производилось послойное восстановление левкаса в месте соединения досок и в некоторых местах утрат с помощью состава из мездрового клея и мела, а в прогоревшей части, кроме прочих составляющих, с использованием опилок. После того, как поверхность была выровнена, отшлифована в местах восстановленного грунта, реставраторы приступили к тонировкам. Были подобраны масляные краски, наиболее приближенные по цвету и тону к оригиналу, ими заполнялись соответствующие места утрат. Далее последовал ответственный этап кропотливой работы по восстановлению верхних слоев живописи: сначала прописали одежды Богородицы с Младенцем, затем части личного письма (руки и лики). Итог реставрации был закреплен слоем лака.

До реставрации

 

После реставрации