ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА
Проект «ЕДИНЫЕ ДУХОМ» был поддержан Президентским фондом культурных инициатив в рамках четвертого специального конкурса 2022 года на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Основной тематикой этого специального конкурса была культурная интеграция ЛНР, ДНР, Херсона и Запорожья в единое культурно-историческое пространство.
Наша творческая команда иконописного отделения Омской духовной семинарии решила поучаствовать в нем с инициативой по духовной и молитвенной поддержке жителей этих освобождаемых территорий. Так возникла идея проекта «ЕДИНЫЕ ДУХОМ», объединившего в молитвенной поддержке и помощи жителей г. Омска и жителей Стахановского округа ЛНР, курируемого Омской областью.
В коллекции Омской духовной семинарии в реставрационной мастерской имеются иконы, которые некогда вместе с переселенцами из западной части российской империи попали в наш регион или были написаны мастерами выходцами из районов Малороссии. В рамках проекта студенты иконописного отделения и преподаватели кафедры иконописи реставрировали и создавали копии таких икон.
За период с декабря 2022 года по сентябрь 2023 были отреставрированы 3 иконы 19 века: «Царь славы», «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Богородица-праворучица».
ФОТО И ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕСТАВРАЦИИ ИКОН
В течение этого же времени студенты-иконописцы старшего курса под руководством преподавателя создавали копии-списки с иконы Богородицы. Над списками двух первых, более сложных по иконографии, икон работали сами преподаватели кафедры иконописи. Всего с трех оригинальных старинных икон малороссийского письма было выполнено 10 списков.
В октябре 2023 года в актовый день Омской духовной семинарии, после литургии в храме святого апостола евангелиста Иоанна Богослова при семинарии состоялось освящение списков (копий) икон. Чин освящения совершил ректор семинарии протоиерей Василий Вивчар при сослужении десяти священнослужителей Омской Епархии и приезжих клириков иных Епархий Русской Православной Церкви. Во время богослужения и в ходе состоявшегося сразу после литургии крестного хода с освященными иконами участники молились о даровании благодати данным образам, о воцарении мира и покоя на территории Донбасса и России в целом. В этот радостный день в богослужении в храме семинарии приняли участие около 120 человек. Многие их них откликнулись на предложение подписать общее обращение и оставить небольшое личное послание жителям г.Стаханов, которое далее также было передано им вместе с иконами.
После освящения списки икон еще некоторое время пребывали в г. Омске, составив часть экспозиции выставки в Воскресенском военном соборе. Во время мероприятия и после посетители выставки смогли детально рассмотреть 3 оригинальные иконы конца 19 века иконописных традиций Малороссии, отреставрированные преподавателями иконописцами Омской духовной семинарии. В выставочных витринах были представлены также списки (копий) этих икон, созданные преподавателями и студентами иконописного отделения. Выставка продлилась около двух недель, после чего списки икон были направлены по месту назначения, в г. Стаханов, а оригиналы старинных икон, являясь частью коллекции семинарии, остались в Омске.
В конце ноября 2023 года состоялось главное итоговое мероприятие проекта: списки икон, созданные преподавателями и студентами иконописного отделения Омской духовной семинарии, были отправлены в г. Стаханов Луганской Народной Республики.
В день Архистратига Михаила 10 списков были торжественно переданы в благочиние г. Стаханова. Весьма символично и радостно, что церемония состоялась в престольный праздник в Архистратиго-Михайловском храме п. Бугаевка, где во время архиерейской службы священнослужители и прихожане молились Архангелу Михаилу, главе ангельского воинства, о поддержке российских защитников Отечества, стоящих сейчас за земли Донбасса, о победе и воцарении мира на русской земле. Несмотря на сложную в военном отношении ситуацию в этом районе, на богослужение пришли более 180 человек.
В сослужении и торжественной передаче икон участвовал ректор Омской духовной семинарии протоиерей Василий Вивчар. Он поздравил прихожан с престольным праздником, передал слова поддержки от омичей.
Иконы были переданы в Стахановское благочиние и будут распределены среди социальных учреждений.
«Мы вместе» — таков основной лозунг направления конкурса, в котором мы участвовали. Объединенные общей историей, верой и молитвенной практикой с жителями Донбасса, мы хотим таким образом поддержать их дух в неспокойное время, показать, что они не останутся одинокими в беде. Мы надеемся и верим, что этот проект станет началом долгой дружбы и сотрудничества, ведущего к новым проектам и свершениям на общее благо России и ее граждан.
Объединенные общей историей, верой и молитвенной практикой с жителями Донбасса, мы хотим таким образом поддержать их дух в неспокойное время, показать, что они не останутся одинокими в беде.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
Художник (школа, мастерские) Неизвестный
Дата создания вторая половина XIX века
Техника исполнения Масляная живопись
Материалы Левкас, темпера, масло, лак
Основа Дерево лиственных пород
Размеры 31 Х 25,5 Х 2,5
Тело иконы состоит из двух досок лиственной породы дерева. Дерево крепкое, с лицевой стороны посредине имелась небольшая трещина. С тыльной стороны имеются два встречных паза для клиньев.
Лицевая сторона иконы покрыта масляной живописью по очень тонкому «левкасному» слою.
Иконография
Образ «Благовещение Пресвятой Богородицы». На личном письме иконы были следы реставрации (истончение покрывного слоя с последующей частичной утратой красочного слоя), также хорошо видны фрагменты более поздних записей, сделанных бронзовой краской по родной масляной живописи.
Сам образ написан в технике масляной живописи в, так называемых, «живоначальных» традициях, т.е. более характерных для классической не иконной манере письма.
Изображение сюжета Благовещения представляет собой более поздний извод – Богородицу с книгой, который укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Зародыш этого взгляда кроется в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии Псевдо-Матфея (6:7–9), текст которого дает возможность сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя ему Еммануил». Изображения с подобным изводом иконы наиболее часто встречались в областях более близких с Европой, т.е. на территории Украины и Белоруссии.
«Богородица Праворучица»
Художник (школа, мастерские) Неизвестный
Дата создания вторая половина XIX века
Техника исполнения Масляная живопись
Материалы Левкас, темпера, масло, лак
Основа Дерево лиственных пород
Размеры 18 Х 13 Х 2
Тело иконы состоит из цельной одной доски лиственной породы дерева. Дерево тела иконы имело трещины, не сквозной раскол в верхней части доски, сколы по углам.
Лицевая сторона иконы имеет подложку из темперы сверху покрыта масляной живописью. Написана икона по очень тонкому «левкасному» слою.
Живопись на лицевой части доски с явными следами потертостей и частичной утратой красочного слоя. Лик Богородицы был частично утрачен, хорошо просматривалась нарочитая утрата глаз.
Иконография
Образ «Богородицы Праворучицы». Манера написания образа, одежда на фигурах явно свидетельствуют о народном происхождении. Особенность заключается в положении Божественного Младенца: обычно Богоматерь держит Его на левой руке, а на иконе Богородицы «Праворучица» – на правой, благодаря чему ей и было дано такое название.
Для подобных икон характерно также наличие алого мафория на Богородице.
Древний образ, написание которого приписывается руке апостола Луки, находится в Греции, в монастыре Мега Спилеон, что переводится как Великая Пещера, поэтому его нередко именуют Пещерной иконой. Как повествуется в монастырских источниках, апостол Лука прибыл в Ахайю, северную область Пелопоннеса, чтобы распространять истинную веру, и принес в дар первым обращенным образ Богоматери с Младенцем, вывезенный им из Палестины. Это и была икона «Праворучица». Когда гонения на христиан приняли особенно ожесточенный характер, они тайно скрывались в пещере, там же была сокрыта и икона. Подобный образ с началом христианства был известен на Руси.
Икона происходит предположительно из южных губерний России (Малороссии – Украина, Белоруссия).
«Царь Славы»
Художник (школа, мастерские) Неизвестный
Дата создания вторая половина XIX века
Техника исполнения Масляная живопись
Материалы Левкас, темпера, масло, лак
Основа Дерево лиственных пород
Размеры 54 Х 44 Х 3
Тело иконы состоит из двух досок лиственной породы дерева. Дерево крепкое, в верхней части имелась небольшая сквозная трещина. С тыльной стороны имеются два встречных паза для клиньев.
Лицевая сторона иконы покрыта масляной живописью по очень тонкому «левкасному» слою (побелки) что более характерно для позднего периода иконописи. Местами имелись утраты красочного слоя и грунта.
Иконография
Образ «Царь Славы» или «Спас Великий Архиерей». Изображение представляет собой образ Иисуса Христа, сидящего на престоле. Одежды и престол богато украшен рокальным орнаментом. За плечами Христа изображены по обеим сторонам два Архангела.
Основой для написания иконы послужило откровение самого Иоанна Богослова. Святейший апостол в своем труде упомянул в описании Христа слова «Царь царей и Господь господствующих». Согласно верованиям христиан, Спаситель царствует на небесах и вершит суд над всеми людьми, независимо от их социального статуса. На этом основании иконописцы стали изображать Иисуса в образе Небесного Правителя.
Этот святейший образ считается одним из главных в церковном иконостасе. Икона Небесного Царя — это признание людьми того факта, что только всемогущий Господь есть истинный правитель на земле и вершитель людских судеб. Изображение Сына Божьего обычно находится в центре церковного иконостаса, а сам сюжет размещается на трех досках. Такая композиция символизирует единение Ветхого и Нового Заветов через святейшего Христа Спасителя. Святая икона призвана продемонстрировать людям тот факт, что Иисус – не только добрый пастырь, который охраняет свою паству, но и грозный Царь, карающий людей за грехи.
Данная икона по манере письма и элементам орнамента близка к более западным традициям иконописи. Присутствие изображения сияния вместо нимба вокруг головы Христа, овальные нимбы над головами Архангелов, также подтверждают более западные традиции иконописи.
Икона происходит предположительно из южных губерний России (Малороссии – Украина, Белоруссия).
ВИДЕОЗАПИСЬ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА